пятница, 27 марта 2015 г.

Танец с яйцами. До скольки яиц танцуем?


«Это – сцена в борделе. Молодой человека исполняет «танец с яйцами» под волынку. Во время танца он должен закатить яйцо в круг, очерченный мелом, не разбив его, и накрыть его деревянной чашкой.  Это бессмысленное развлечение на фоне беспутного поведения остальных действующих лиц, а картина – как предупреждение тем, кто развратничает» (сопроводительный  текст с сайта Rijksmuseum)

Картина изображает один из народных обычаев: сватающийся молодой человек должен выполнить ритуальный танец с яйцами

Pieter Aertsen, The Egg Dance, 1552, 84х172 см, Rijksmuseum, Амстердам, Нидерланды

Эта картина привлекает к себе названием. Танец с яйцами – что, зачем, почему? Кто танцует? Почему танцует? А что после танца?

Какое-то помещение с выложенным кирпичом полом, на полу раковины устриц, скорлупа от яиц, цветы, яйцо и перевернутая мисочка. Справа – деревянные туфли, шляпа и сабелька танцора.  На втором плане – камин, в нем разложен огонь, над которым висит котел с пищей. Перед котлом – повар (скорее всего – любитель, не профессионал, у него нет обычных для повара одежды и принадлежностей, кроме ложки с длинным черенком). И одет он как-то парадно, не буднично.  (Следует заметить, что зрительно огонь располагается не в камине, а перед ним.)

Танцор - босиком, его сабля и шляпа - на полу.

Pieter Aertsen , The Egg Dance , фрагмент «Обувь, сабелька и шляпа танцора»

Слева – полуразвалившийся на табуретке молодой человек с кувшином вина (или пива) в поднятой вверх правой руке. За ним стоит седобородый волынщик, который подает певцу какой-то знак.

Возле певца на низенькой скамеечке сидит молодая женщина. Его рука – у нее на плече. Она смотрит на него, указательный палец ее руки направлен на другого молодого человека, который танцует вокруг яйца.

За спиной повара – старушка, с некоторой тревогой наблюдающая за танцором. Юноша очень сосредоточен.  Танец далеко не простой: яйцо – скорее всего вареное – лежит между цветками и зелеными веточками.  

Лицо танцора напряженное, за ним внимательно следит старушка, возможно, она за него болеет.

Pieter Aertsen, The Egg Dance, фрагмент «Лица танцора и старушки»

Вот что пишет Википедия: 

««Яичный танец» - традиционная пасхальная игра, в которой яйца раскладываются на земле или на полу, и цель -  танцевать среди них и раздавить как можно больше.  Яйцо было символом возрождения земли в языческих весенних праздниках и было принято первыми христианами как символ возрождения человека во время Пасхи. Другая форма яичного танца была весенней игрой, изображенной на картине Питера Артсена. Целью было выкатить яйцо из миски, удерживая его  внутри круга, проведенного мелом, а затем перевернуть чашку, чтобы закрыть яйцо. Это должно было быть сделано ногами, не касаясь других предметов, разбросанных на полу.

Самое раннее упоминание о яичном танце относится к свадьбе Маргариты Австрийской  (Margaret of Austria) и Филиберта Савойского (Philibert II, Duke of Savoy) на понедельник пасхи 1498 года. «И тогда начался большой яичный танец, специальный танец весны. Сто яиц были разложены на полу, усыпанном песком, и молодая пара, взявшись за руки, начала танец. Если они заканчивали, не раздавив ни одного яйца, они считались обрученными, и даже упрямые родители не могли сопротивляться браку.

Когда три пары выступили неудачно, под смех и крики зрителей Филиберт  Савойский, преклонив перед Маргаритой колени, попросил ее согласиться попробовать танцевать с ним. Восхищенная толпа слуг кричала «Савой и Австрия!». Когда танец закончился и ни одно яйцо не было разбито, восторгам толпы не было предела.


Филиберт сказал: "Примем обычай Бресс (Bresse – французская провинция)." И они были помолвлены, и вскоре после этого поженились.»


(Маргарита Австрийская – дочь губернаторов Габсбургских Нидерландов, Филиберт Савойский – герцог Савойи, области Франции на границе со Швейцарией).


Можно предположить, что молодой человек на картине Эрстена танцует с серьезными  намерениями.Только что нигде не видно его избранницы.


Вернемся к тексту музея. Что-то в нем не сходится с картиной. Во-первых, нет проституток. Во-вторых, нет пьяных. Далее, обстановка скорее напоминает семейный праздник: белая скатерть, закуска на столе. Можно предположить, что старушка и волынщик – родители девушки, повара и сидящего с кувшином. Танцор – гость, который пытается привлечь к себе внимание девушки (ему это удается отчасти, она указывает на него пальцем) или даже посвататься к ней. Видимо, у него не первая попытка закатить яйцо в круг и закрыть его плошкой – справа видно скорлупу.


Судя по позе танцора, он сумел опрокинуть плошку, яйцо выкатилось и лежит возле очерченного круга. Сейчас молодой человек закатит его внутрь, а потом попытается опрокинуть на него плошку.



Перевернутая плошка и яйцо, которое танцор должен накрыть плошкой.


Pieter Aertsen, The Egg Dance, фрагмент «Плошка, яйцо и круг»

Парень с кувшином пытается петь, но его останавливает и волынщик, и девушка – танец в решающей стадии, все ждут, чем кончится очередная попытка. Видимо, если он сумеет накрыть яйцо, он сможет свататься (может быть, и жениться?). Если нет – от ворот поворот? И будет он тренироваться дома? Сколько яиц он перебьет до свадьбы?












Комментариев нет:

Отправить комментарий