пятница, 3 апреля 2015 г.

Город Адриана ван Остаде. Кто в нем живет? Башмачник, точильщик, булочник...

На гравюре Адриана ван Остаде - сапожник в своей будке обслуживает клиента.

Адриан ван Остаде, Башмачник, 1671, 19х15 см, Метрополитен музей, Нью-Йорк, США.

Теплый осенний день. На крыше будки сапожника лежит угревшаяся на солнышке дворняга. Два мужчины: один  пришивает подошву к чувяку. другой  расположился напротив на трехногой табуретке, сидушка которой сделана из комля, и курит трубку.

Фрагмент гравюры - трехногая табуретка под клиентом.

Адриан ван Остаде, Башмачник, Фрагмент «Трехногая табуретка»

Оба одеты тепло: шляпы, рубашки с длинным рукавом, накидка тоже с рукавами На сапожнике  поверх рубашки – телогрейка. Брюки короткие, из –под них  видны ноги в чулках. Обувь – мягкая, с  задником и со шнуровкой впереди.  Шляпа на посетителе – с полями, на башмачнике – колпак.

Рядом с башмачником около ступенек, ведущих в дом, метла. Справа – водяная колонка, пристроенная к стенке дома (видимо, этот отсек – хозяйственный, хлев или амбар). Еще правее – две связки, не то хворост, не то камыш.

На этом фрагменте - водоразборная колонка на стене дома.

Адриан ван Остаде, Башмачник, Фрагмент «Водоразборная колонка»

Воду качают из скважины поршневым насосом. К рычагу, ось которого  закреплена в кронштейне на стене, прикреплена штанга (шатун), соединенная с поршнем. Надо полагать, что в поршне есть перепускной клапан. Он  закрывается, когда шатун тянет поршень вверх, вода поднимается и выходит через гнутую трубку, выливаясь в ведро или кадушку (кадушка стоит рядом с колодцем). Клапан открывается при движении поршня вниз, при этом вода поступает в надпоршневое простанство. Потом все повторяется.

Художник показал инструмент сапожника.

Адриан ван Остаде, Башмачник, Фрагмент «Инструмент»

 «Помещение», в котором сидит сапожник, не больно велико, пространство в нем – минимальное, как собачья будка. Места хватает только чтобы сесть. Люк, которым закрывается эта конура, двухчастный: нижняя половина поворачиваетя на петлях и опускается, верхняя поднимается.  Справа – дверца, которая и ведет в «кабинет».
В руках у сапожника шило, видимо, он пришивает подошву. Рядом с готовыми чувяками лежит еще инструмент, похожий на клещи.

Образцы обуви – перед посетителем: чувяки без задника и с задником.

На крыше будки сапожника дремлет пес.

Адриан ван Остаде, Башмачник, Фрагмент  «Крыша будки»

Крыша будки покрыта досками, которые закреплены чем-то вроде шурупов – видно шлиц на всем крепеже.  Похоже, что доски обработаны так, чтобы их кромки как бы нависали над стыком, не давая дождю просочиться внутрь.

Этот сапожник принимает клиента.  А у другого – перерыв, к нему приехал точильщик.

Художник изобразил точильщика с его инструментом.

Адриан ван Остаде, Точильщик, Метрополитен музей, Нью-Йорк, США.

Будка сапожника очень похожа на предыдущую. Время действия – начало сентября, на дереве за домом висят яблоки.

Точильщик ездит со своей машиной. На шасси типа тачки – два лонжерона (длинные доски), между которыми на оси стоит колесо. Колесо целиком деревянное: ступица, 6 спиц, обод. Между лонжеронами - площадка для принадлежностей, в лонжероны вставлены две лапы, на которые весь агрегат опирается во время работы.

Свободные концы лонжеронов разведены настолько, чтобы было место встать между ними и работать.  На лонжеронах есть стойки, между стойками – вал, на валу – наждачный круг, приводимый в движение кривошипно-шатунным механизмом и педалью (как на ножных швейных машинах). На педали стоит нога точильщика.

Конец педали вставлен в стойку тележки, педаль во время движения вынимается из своего гнезда и укладывается на площадку.

Материал круга – песчаник, из которого делаются мельничные жернова, диаметр – около полуметра, ширина – от 5 до 7 сантиметров (исходя из пропорций рисунка).

Сапожник протягивает точильщику кривой нож, а точильщик сосредоточен (что у него в руках – непонятно).

Над кругом на постаменте стоит кадушка, видимо, с водой для смачивания и очистки круга. На точильщике – надвинутый на глаза колпак (один глаз закрыт совсем) и фартук, потому что работа грязная: вода с камня разбрызгивается, на  него летят брызги и песок, отрывающийся от круга при заточке.

Пекарь трубит в рожок, извещая округу о том, что свежая выпечка вышла из печи.

Адриан ван Остаде, Пекарь, 10х9 см, Метрополитен музей, Нью-Йорк, США.

Где-то рядом живет усатый пекарь. У него только что вышли из печки свежие булочки. И вот он, еще не остывший от жара, в рубашке нараспашку с открытой волосатой грудью спешит протрубить об этом всей округе.

 Сейчас закончат свои дела и пойдут за булками  к пекарю и башмачник, и точильщик, и...


Комментариев нет:

Отправить комментарий