четверг, 10 декабря 2015 г.

Эдуард Рихтер, «Визит к роженице». А где новорожденный?


Эдуард Рихтер (Eduard Richter, 1844-1913) – французский художник-жанрист, ориенталист. Родился от матери-голландки, начал учиться живописи в Академии изящных искусств в Гааге, после этого переехал в Антверпен. Продолжил свое образование в Школе изящных искусств в Париже. В 1866 году впервые участвовал в Салоне в Париже. В 1883 году становится членом  «Салона французских художников». Был очень популярен.


Эдуард Рихтер, Визит к роженице, 1874, 106х80 см, частное собрание

Его картина «Визит к роженице» восходит к его нидерландским корням. Тема посещения роженицы была достаточно распространена в живописи XVII века. Автор как бы повторяет сюжет. Три дамы в роскошном интерьере с видом на море: чайки, парусники на горизонте. Одна со счастливым лицом стоит с миской в руках, что-то в ней помешивает. Вторая, изящно изогнувшись, стоит спиной к зрителю, обнимая виновницу визита. Третья, в черном платьи, сидит вполоборота, в ее левой руке веер.

Дом – богатейший: высокие потолки, высокое и широкое окно с широким подоконником, на котором стоит бинокль, на стене – картина в резной раме, обшитые гобеленами кресла, обои с китайским рисунком. На главной героине – довольно простенький цветастый халат, но в китайском стиле, с широченными рукавами и кружевными манжетами. Из-под халата видна белоснежная юбка с множеством оборок. Ее белокурые волосы заплетены в косу и уложены в виде короны.


Эдуард Рихтер, Визит к роженице, фрагмент «Платья»


Эдуард Рихтер, Визит к роженице, фрагмент «Платья»


Эдуард Рихтер, Визит к роженице, фрагмент «Платье»


Эдуард Рихтер, Визит к роженице, фрагмент «Прически и шляпки»

В отличие от хозяйки, гостьи одеты по-парадному. На одной – шляпка с перьями, черный жилет, под который надета кофточка с кружевной отделкой рукавов, громадная шаль вокруг торса, юбка цвета морской волны с воланами. На другой – шляпка с цветами, черное платье из прозрачной ткани, на нем ярким пятном – вышитые цветы. Из-под платья выглядывает изящная ножка в изящной туфельке.


Эдуард Рихтер, Визит к роженице, фрагмент «Туфелька и цветы»

Такая милая и безмятежная сценка. У нее два недостатка: первый - ни следа от младенца, второй – ни следа от мужчины. Хотя, казалось бы, ребенок должен был быть обозначен хотя бы видимым намеком, а мужчина должен был бы приветствовать подруг жены. Почему этого нет на картине? В чем разгадка такой загадки? Может быть, зритель просто их не видит, и надо присмотреться к картине?

Надо сказать, что полотно немаленькое: 106х80 см. Детали выписаны очень тщательно (складочки, рюшечки, рисунок на обоях и на стульях). Так где же собака зарыта? Мы начинаем обшаривать взглядом картину и приближаемся к раскрытию идеи: это не собака зарыта, это кошка. Кошка с котятами. И светские дамы пришли навестить именно их!


Эдуард Рихтер, Визит к роженице, фрагмент «Кошка с котятами»

Хозяйка принесла роженице поесть в миске, размешивает что-то. А кошка уже готова, стоит в позе просителя. Видны и котята – они уже не маленькие, им (приблизительно) месяц.
Не очень понятно движение сидящей дамы: она куда-то подалась с веером и остановилась. Но это и неважно. Визит состоялся, хозяйку поздравили, сейчас посмотрят на то, как поест кошка, пообедают котята, и займутся уже чисто женскими делами.


Мастерство художника достойно тех медалей, которые он получал на выставках, и полученной им популярности. А эта картина как бы пародия на голландские картины семнадцатого века.

Комментариев нет:

Отправить комментарий