среда, 16 ноября 2016 г.

Герард Доу, «Ростовщик». Легко ли быть ростовщиком?


Я спросил сегодня у менялы,
Что дает за полтумана по рублю...
С. Есенин

Стихотворение Сергея Есенина интересно тем, что меняла представлен не только как знаток обмена денег. Автор спрашивает у менялы, как ему объясниться с любимой. И меняла не обманул его ожиданий:

И ответил мне меняла кратко:
О любви в словах не говорят,
О любви вздыхают лишь украдкой,
Да глаза, как яхонты, горят.

Что получается: меняла не только знает кое-что о деньгах, он еще и психолог, советчик в самых интимных делах!

А теперь перенесемся в современность. Функции менял сегодня выполняет банк. А вам придет в голову обратиться к кассиру банка с вопросом:

Как сказать мне для прекрасной Лалы
По-персидски нежное «люблю»?

В лучшем случае – на вас удивленно посмотрят, в худшем – вызовут психиатрическую скорую помощь.

Насколько С.Есенин был прав, задавая меняле свои вопросы о любви? Иными словами: меняла был настолько знающим человеком, что мог ответить на такие вопросы?

Ответ положительный: да! Почему? Он только меняет деньги: динары на рубли, рублики на тугрики... Но к нему приходят люди, у каждого из них свои причины искать обмен валюты. Кто-то едет в дальние края, кто-то должен отдать занятое когда-то золото, кто-то должен заплатить золотом – так требует продавец...

Что нужно знать меняле? Прежде всего, стоимость монет, с которыми к нему обращаются клиенты. Например, сколько он должен получить медных монеток диаметром 6 мм в обмен на одну золотую диаметром 30 мм и весом 30 граммов? Да еще и медяшки разных государств, разного достоинства и разных годов выпуска – все это видно на монете, надо только знать, как это обозначено. И вообще, можно ли такую монету хоть на что-нибудь поменять или ее уже можно просто выбросить?


Древняя монета. Фото автора.

Итак, минимум, что должен знать меняла: арифметику, географию на монетах, персоналии на монетах, содержание драгоценных металлов в монетах, ценность монет по отношению к другим монетам. Можно к этому добавить, что меняла должен уметь увидеть фальшивую монету, а в клиенте честного человека – или распознать вора: продажа ворованного всегда приравнивалась к воровству.

Родственной с обменом деятельностью было и остается ростовщичество. Кто сегодня вполне официально, на законных основаниях, дает деньги в рост, то есть берет процент за пользование ссудой? Банки. Есть и «серые» банкиры (или «черные», это одно и то же), у которых можно занять в любом количестве под убийственный процент.

Менялы накапливали капитал и давали взаймы, естественно, под проценты. Иногда брали только расписки, иногда брали в залог ценные вещи (то есть меняла должен был знать стоимость предлагаемых в залог вещей). Если ссуда не возвращалась, залог переходил в собственность менялы.

Может быть, понимание того, насколько сложна и интересна (а иногда и опасна) эта профессия, заставляло художников писать портреты менял (все портреты безымянные, видимо, менялы не очень хотели себя рекламировать).


Герард Доу, Ростовщик (A Man Weighing Gold), 1664, 29х23 см, Лувр, Париж, Франция

Герард Доу, «Ростовщик». Старик в кипе сидит за столом, в его левой руке – коромысловые весы, в правой он держит монету. Перед ним – бумага с восковой печатью (видимо, официальное разрешение на этот вид деятельности). Странного вида предмет с торчащей (и как бы нацеленной на зрителя) деревяшкой – кошелек с несколькими отделениями (просматриваются шесть) для монет разного достоинства.

Что на весах – не очень ясно, но можно предположить, что на дальней чашке лежит кусочек золота, а в левую (ближнюю) меняла кладет монеты, чтобы определить, сколько стоит золото.
В глазах менялы – вопрос к клиенту, которому нужны деньги: «Золото стоит столько-то. Этого достаточно? Есть что-то еще?»


Cornelis de Man, Мужчина взвешивает золото, 1670, 82х68 см, частная коллекция

Корнелис де Мэн, «Мужчина взвешивает золото». Этот меняла побогаче: слева – богато отделанный камин, возле которого возится слуга, в центре – массивный стол с точеными ножками, справа стоит сундук с мешком, набитым деньгами. За столом сидит клиентка, наблюдает за действиями хозяина дома. Она что-то принесла в коробочке и сейчас ждет ответа: сколько она за это может получить. Ее унылый вид говорит о том, что ей приходится расставаться со своими драгоценностями.


Квентин Массейс, Меняла и его жена, 1514, 71х68 см, Лувр, Париж, Франция

Квентин Массейс, «Меняла и его жена».  Здесь – супружеская пара. Муж взвешивает монеты, которые он ссужал кому-то, проверяя, нет ли обмана. На столе перед ним – несколько баночек с крышками (разновесы?). Круглый предмет на первом плане – зеркало, в котором отражается окно и голова мужчины в красном тюрбане (должник, который принес деньги?).


Маринус вае Реймсвалле, Менялы, 1548, 124х95 см, Bilbao Fine Arts Museum, Бильбао, Испания

Маринус ван Реймсвалле, «Менялы». На полотне - два ростовщика, отец (слева) и сын. Слева - черные предметы на шнурке, похожи на увеличительное стекло. Справа лежит предмет желтого цвета с деревянной рукояткой – кошелек. В центре стола на черной подкладке – цепочка с медальоном (видимо, залог).

Отец вносит в книгу записи об операциях. Наверху на полке в корзине – множество бумажек с печатями (долговые обязательства).

День в разгаре, менялы работают...

Комментариев нет:

Отправить комментарий